Василий Суриков. Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы, сестры его Вереники и проконсула Феста. 1875 год. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея.
Перед нами прямоугольное полотно, ориентированное по
горизонтали высотой сто сорок два сантиметра и два метра и восемнадцать с
половиной сантиметров в ширину.
На картине изображен библейский сюжет, описанный в двадцать
четвертой главе книги Деяния. Апостол Павел, последователь Христа и один из
главных проповедников и распространителей христианства, был схвачен по
обвинению в проповеди своей религии, и его дело рассматривалось не только
иудейским царем Агриппой, но и римским начальством - прокуратором провинции
Иудея Порцием Фестом. Речь Павла в защиту истинности христианства произвела
сильное впечатление и на иудейского царя, и на римского прокуратора и заставила
их глубоко задуматься.
На картине изображен дворец римского проконсула в Кесарии. В
большом зале на постаментах высятся мраморные скульптуры римских богов и
императоров. Верхняя часть этих изваяний тонет в полумраке. У подножия статуй,
где помещение лучше освещено, на возвышении из мраморных плит установлены трон
для Ирода Агриппы и кресла для Феста и Вереники.
Основную группу картины образуют четыре фигуры. Сидящий
слева Агриппа и стоящий справа Павел обращены друг к другу. А между ними сидят Порций
Фест и Вереника.
Царь Агриппа облокотился левой рукой на стоящий перед ним
столик, отодвинув локтем свёртки папируса; его правая рука, обнаженная почти до
плеча, украшена массивным золотым браслетом; кисть с тонкими пальцами свисает с
подлокотника кресла, на указательном пальце - перстень с красным камнем. Он
одет в белую римскую тогу с широкой пурпурной каймой и темно-синюю тунику, расшитую
золотом. На голове золотая диадема с крупными драгоценными камнями, завязанная
на затылке голубой лентой с золотыми кистями, концы которых свешиваются на
плечо. Он обут в красные чулки и сандалии с золотой пряжкой.
Это худой смуглый мужчина примерно сорока лет, с овальным
лицом, тонким носом с горбинкой, чувственными красными губами, низким лбом и
большой черной бородой. Его темные глаза под густыми бровями напряженно
всматриваются в Павла.
Фест одет в тёмно-красную тунику с простым круглым вырезом у
шеи и замотан в белую тогу с широкой
пурпурной полосой. На шее у него богатая
консульская цепь, состоящая из драгоценных узорных блях с изумрудами, которые
чередуются с золотыми медальонами, украшенными профилями римских императоров.
Он обут в дорогие сандалии с золотыми пряжками.
У него овальное, гладко выбритое бледное лицо, прямой острый
нос, глубоко посаженные тёмные глаза. Брови сдвинуты к переносице, между ними
глубокая складка. Тонкие губы плотно сжаты. Волосы коротко острижены.
Правой рукой он подпирает голову, а левая рука с короткими
пальцами лежит на подлокотнике кресла. Он внимательно смотрит на Павла.
Рядом с Фестом сидит Вереника. Это молодая женщина с овальным золотисто-смуглым лицом, с бархатными
черными глазами и тонкими бровями. На ее черных волосах золотая диадема с
прозрачным покрывалом, на шее золотое ожерелье. На ней светлая туника с узором,
вышитым у круглого ворота и по нижнему краю одежды. Дымчатый розово-сиреневый
плащ, подбитый голубым шёлком, лежит на ее коленях. Пояс туники представляет
собой длинную тонкую цепочку из золота и драгоценных камней в золотой оправе,
сверкающих красными, голубыми и синими искрами.
Справа от Вереники стоит Павел. На нём простой серый хитон с
круглым вырезом для шеи, сшитый из грубой ткани и широкими складками падающий
до пят. Вместо пояса — простая веревка. Через плечо перекинут светло-синий плащ
из такой же простой материи. На ногах — никакой обуви; апостол босой стоит на
каменном полу.
У него овальное лицо, орлиный нос, высокий лоб, длинные кучерявые
каштановые волосы с залысинами на лбу и длинная борода такого же цвета. Его уверенный взгляд направлен вперёд, поверх
голов царя и консула. Правая рука поднята
и вытянута вперёд, ладонью вниз, в величественном жесте.
В темноте зала виднеются еще слушатели. За креслом
проконсула стоят римские воины в шлемах, со щитами и копьями. За креслом Вереники
стоят иудейские священники; один из них — старик — хмуро смотрит на Павла;
другой что-то шепчет стоящему рядом римлянину. За фигурой Павла на скамьях
сидят горожанин с худым, изможденным лицом и мулат в белой повязке. За спиной
Павла — стражники и секретарь, ведущий запись.
Василий Суриков - известный русский живописец. Эта картина –
его выпускная дипломная работа как студента Императорской Академии художеств.
Она относится к историческому жанру, который считался в Академии самым сложным,
важным и самым уважаемым жанром живописи.
Комментариев нет:
Отправить комментарий