суббота, 25 сентября 2021 г.

Василий Суриков. Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы, сестры его Вереники и проконсула Феста. Тифлокомментарий

 Василий Суриков. Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы, сестры его Вереники и проконсула Феста. 1875 год. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея.



Перед нами прямоугольное полотно, ориентированное по горизонтали высотой сто сорок два сантиметра и два метра и восемнадцать с половиной сантиметров в ширину.

На картине изображен библейский сюжет, описанный в двадцать четвертой главе книги Деяния. Апостол Павел, последователь Христа и один из главных проповедников и распространителей христианства, был схвачен по обвинению в проповеди своей религии, и его дело рассматривалось не только иудейским царем Агриппой, но и римским начальством - прокуратором провинции Иудея Порцием Фестом. Речь Павла в защиту истинности христианства произвела сильное впечатление и на иудейского царя, и на римского прокуратора и заставила их глубоко задуматься.

На картине изображен дворец римского проконсула в Кесарии. В большом зале на постаментах высятся мраморные скульптуры римских богов и императоров. Верхняя часть этих изваяний тонет в полумраке. У подножия статуй, где помещение лучше освещено, на возвышении из мраморных плит установлены трон для Ирода Агриппы и кресла для Феста и Вереники.

Основную группу картины образуют четыре фигуры. Сидящий слева Агриппа и стоящий справа Павел обращены друг к другу. А между ними сидят Порций Фест и Вереника.

Царь Агриппа облокотился левой рукой на стоящий перед ним столик, отодвинув локтем свёртки папируса; его правая рука, обнаженная почти до плеча, украшена массивным золотым браслетом; кисть с тонкими пальцами свисает с подлокотника кресла, на указательном пальце - перстень с красным камнем. Он одет в белую римскую тогу с широкой пурпурной каймой и темно-синюю тунику, расшитую золотом. На голове золотая диадема с крупными драгоценными камнями, завязанная на затылке голубой лентой с золотыми кистями, концы которых свешиваются на плечо. Он обут в красные чулки и сандалии с золотой пряжкой.

Это худой смуглый мужчина примерно сорока лет, с овальным лицом, тонким носом с горбинкой, чувственными красными губами, низким лбом и большой черной бородой. Его темные глаза под густыми бровями напряженно всматриваются в Павла.

Фест одет в тёмно-красную тунику с простым круглым вырезом у шеи и замотан в белую тогу  с широкой пурпурной полосой.  На шее у него богатая консульская цепь, состоящая из драгоценных узорных блях с изумрудами, которые чередуются с золотыми медальонами, украшенными профилями римских императоров. Он обут в дорогие сандалии с золотыми пряжками.

У него овальное, гладко выбритое бледное лицо, прямой острый нос, глубоко посаженные тёмные глаза. Брови сдвинуты к переносице, между ними глубокая складка. Тонкие губы плотно сжаты.  Волосы коротко острижены.

Правой рукой он подпирает голову, а левая рука с короткими пальцами лежит на подлокотнике кресла. Он внимательно смотрит на Павла.

Рядом с Фестом сидит Вереника. Это молодая женщина  с овальным золотисто-смуглым лицом, с бархатными черными глазами и тонкими бровями. На ее черных волосах золотая диадема с прозрачным покрывалом, на шее золотое ожерелье. На ней светлая туника с узором, вышитым у круглого ворота и по нижнему краю одежды. Дымчатый розово-сиреневый плащ, подбитый голубым шёлком, лежит на ее коленях. Пояс туники представляет собой длинную тонкую цепочку из золота и драгоценных камней в золотой оправе, сверкающих красными, голубыми и синими искрами.

Справа от Вереники стоит Павел. На нём простой серый хитон с круглым вырезом для шеи, сшитый из грубой ткани и широкими складками падающий до пят. Вместо пояса — простая веревка. Через плечо перекинут светло-синий плащ из такой же простой материи. На ногах — никакой обуви; апостол босой стоит на каменном полу.

У него овальное лицо, орлиный нос, высокий лоб, длинные кучерявые каштановые волосы с залысинами на лбу и длинная борода такого же цвета.  Его уверенный взгляд направлен вперёд, поверх голов царя и консула.  Правая рука поднята и вытянута вперёд, ладонью вниз, в величественном жесте.

В темноте зала виднеются еще слушатели. За креслом проконсула стоят римские воины в шлемах, со щитами и копьями. За креслом Вереники стоят иудейские священники; один из них — старик — хмуро смотрит на Павла; другой что-то шепчет стоящему рядом римлянину. За фигурой Павла на скамьях сидят горожанин с худым, изможденным лицом и мулат в белой повязке. За спиной Павла — стражники и секретарь, ведущий запись.

Василий Суриков - известный русский живописец. Эта картина – его выпускная дипломная работа как студента Императорской Академии художеств. Она относится к историческому жанру, который считался в Академии самым сложным, важным и самым уважаемым жанром живописи.



Комментариев нет:

Отправить комментарий