четверг, 29 декабря 2016 г.

Тифлокомментирование. Начало.

1971 год, Америка. Профессор Института искусств Сан-Франциско Грегори Фрейзер (Gregory Frazier) смотрит с незрячей подругой классический вестерн «Ровно в полдень». Фрейзер пересказывает всё, что происходит на экране: как выглядят прерии, какого цвета ковбойские шляпы и каким в самый ответственный момент становится выражение лица Фрэнсиса Миллера — главного злодея. Подруга в восторге: до этого она могла судить о кино только по музыке, шумам и репликам. Друг с большим словарным запасом, правильной речью и хорошей лекторской дикцией помог ей увидеть (в разговорах о кино слепые часто используют именно этот глагол) фильм во всех подробностях. В мемуарах профессор упоминает лампочку, которая будто бы зажглась над его головой в тот момент: он понял, что миру нужна методика создания комментариев, которые помогли бы слепым смотреть фильмы, телепередачи, театральные представления и спортивные матчи. Через год Фрейзер вместе с Огюстом Копполой (братом знаменитого режиссёра) основал некоммерческую компанию Audiovision. Ещё через два вышло методическое пособие Фрейзера «Основы аудиодескрипции для незрячих». Спустя годы эта работа стала программной для большинства мировых школ комментирования, включая российскую.
Грегори Фрейзер


Фильм, с которого принято отсчитывать начало массового производства аудиодескрипций, — «Такер: Человек и его мечта» (режиссёр Фрэнсис Коппола). Тифлосценарий для него писал лично Фрейзер. В 1990 году он принёс компании Audiovision специальный приз «Эмми» «за прорывную технологию, делающую искусство более доступным». О методике узнал весь мир: несмотря на то, что популяризация метода в США началась в 1970-е, в 1990-м о нём знали далеко не все американцы, не говоря уже о жителях других стран.

Если вы хотите узнать, каких принципов при тифлокомментировании придерживался сам Грегори Фрейзер, то я предлагаю посмотреть фильм, в котором он делится секретами своего искусства.

Комментариев нет:

Отправить комментарий