Мало кто знает, что первые рекомендации по аудиодескрипции были опубликованы в нашей стране в 1989 году. И предназначались они для родителей.
Отрывок из книги «Слепой ребёнок в семье» (Книга для родителей) / НИИ Дефектологии АПН СССР. Под ред. Л. И. Солнцевой. — М., 1989. — 57, [2] C.
В.З. Денискина, Р.А. Курбанов
ГЛАВА V: СЛЕПОЙ РЕБЕНОК ВНЕ ДОМА
В киноМожет показаться странным, что вам предлагается ходить со своим ребенком в кино. Но фильмы давно уже озвучены, а яркие краски позволяют вашему ребенку, если у него есть остаточное зрение, следить за тем, что происходит на экране. Ваш ребенок должен не только знать, что есть такой вид искусства как кино, но научиться понимать его. Посмотрите, с каким удовольствием он слушает радиопередачу, сказки или песни, записанные на пластинках или магнитофонной ленте. С тем же удовольствием он будет "смотреть" кинофильм, но только если вы ему поможете. Если с детства слепого учить понимать фильмы, прививать любовь к этому виду искусства, то оно становится впоследствии доступным ему, обогащающим и разнообразящим его жизнь. Не раз приходилось убеждаться в том, что не смотрят фильмы и не любят их те слепые, которые в детстве были лишены возможности познакомиться близко с этим видом искусства и понять его.
Смотреть и понимать кинофильмы лучше начинать учить дома по телевизору. Ребенок слышит голоса, звуки и музыку. Если у него имеется остаточное зрение, то находясь близко от экрана, он может различить крупные детали изображения и отождествить их с уже известными ему объектами (особенно, если телевизор цветной). Ребенку необходим ваш комментарий к тому, что происходит на экране. Рассказывайте ему то, что он не видит, и, в первую очередь, тогда, когда не слышно никаких звуков, или они непонятны по содержанию, а действие в этот момент совершается.
Расскажите ребенку вкратце, что такое кино, на доступном ему уровне. При просмотре кинофильма дайте краткое описание героев картины (как выглядят, во что одеты), сообщайте ребенку только ту информацию, которую он не может получить из контекста разговоров (где происходит действие, время, место, время года). Ваши комментарии должны быть краткими, точными и не нести лишних сведений. Старайтесь говорить так, чтобы ребенок вас слышал, но при этом не мешайте ему следить за происходящим, т. е. старайтесь говорить во время пауз. Старайтесь передавать только сюжетную линию, чтобы ваш ребенок понимал происходящее, удержитесь от попытки дать свое толкование тому, что происходит. В то же время ваше эмоциональное отношение не скрывайте и не сдерживайте. Вашему ребенку очень важно научиться правильно, эмоционально реагировать.
Все обсуждение действий героев, их побудительных мотивов и т. п. отложите до конца просмотра. Эти моменты фильма часто остаются не до конца понятными и зрячим детям, которых увлекает сюжет, динамика происходящего, а не то, что движет действиями героев картины. Но привлечь внимание ребенка при последующем обсуждении к этим моментам следует обязательно.
После таких домашних просмотров можно идти с ребенком в кинотеатр. Расскажите, куда вы пойдете, что там будете делать, и как себя следует вести. Желательно, чтобы вы были знакомы с содержанием той картины, которую вы идете смотреть. Вам тогда легче будет дать необходимый комментарий, да и самого ребенка можно заранее подготовить к восприятию предстоящего кинофильма. Расскажите ребенку о маршруте до кинотеатра.
Придя в кинотеатр, желательно заранее, дайте ему возможность познакомиться с помещением. Покажите ему кассу, пусть он там приобретет билет и проведет вас внутрь, предъявив билет контролеру. Если будет возможность, познакомьте ребенка со зрительным залом: покажите, где расположен экран, как стоят кресла, как определить свой ряд и свое место. Дома, после посещения кинотеатра, еще раз можно проиграть весь поход на макете.
Как правило, все кинотеатры оборудованы одинаково, поэтому на макете вы можете показать внутреннее устройство кинозала, а также рассказать о других вспомогательных помещениях (фойе, буфете, туалетах и т. д.). Макет можно изготовить из различных материалов: бумаги, картона, деталей конструктора.
После того, как ваш ребенок достаточно хорошо познакомился с ближайшим к вам кинотеатром, вы можете отпускать его с кем-нибудь из зрячих товарищей или, если есть в семье старшие дети, то с ними.
В театре
Театральное искусство имеет большое значение для развития слепого ребенка. Оно построено на диалогах и монологах персонажей, в которых выражены их внутренние переживания и через которые разворачиваются основные сюжетные линии спектакля. Можно сказать, что театральное действие в большей мере, чем кино, доступно восприятию слепого.
Восприятие и понимание театрального искусства облегчается тем, что слепому доступно собственное участие в импровизированном театральном действии, которое является необходимым элементом любой сюжетно-ролевой игры, не говоря уже об игре-драматизации. Для каждого ребенка (а слепой ребенок не является исключением) игры-драматизации и сюжетно-ролевые игры являются необходимыми этапами в его развитии.
B отношении слепого ребенка следует особо подчеркнуть, что овладение навыками сюжетно-ролевой игры у слепого ребенка затруднено, но значение ее для развития личности ребенка трудно переоценить. Научившись играть, принимая на себя роль того или иного персонажа, говорить за него и действовать в соответствии с принятой на себя ролью, ребенок сможет овладеть необходимыми навыками общения, научиться понимать мир социальных отношений. Благодаря таким играм ваш ребенок без особых трудностей поймет, что такое театр. Сначала в игре-драматизации, в которой ребенок вместе с вами, а затем и один последовательно говорит за разных героев (ими могут быть куклы, фигуры животных), а затем и при игре в театр, где будет и сцена, и занавес, и зрители.
Посещение театра надо начинать с рассказа о нем, об актерах, самом спектакле. На макете познакомьте ребенка с внутренним устройством здания, покажите, где находится сцена, зрительный зал, оркестровая яма, а также другие помещения театра. Собираясь в театр, не забудьте обратить внимание ребенка на то, как следует одеваться. Если при посещении кинотеатра мы не снимем верхнюю одежду, то в театре верхнюю одежду мы сдаем в гардероб, поэтому необходимо быть нарядно одетым. В самом театре дайте возможность познакомиться ребенку со всем зданием, подойдите к сцене, поднимитесь в ложи, на балкон. Знакомство с помещениями театра лучше всего проводить либо до прибытия основной массы зрителей, либо после спектакля, когда театр пустует. Как и при просмотре кинофильма, ваш ребенок не может в определенные моменты обойтись без комментариев. Старайтесь говорить тихо, так, чтобы не мешать соседям, и в то же время так, чтобы ребенок вас слышал. Если он что-то хочет спросить, то пусть он делает это тоже тихо.
В музее
В музеях слепым детям разрешается под контролем смотрителя осторожно потрогать экспонаты, которые находятся не под стеклом. Некоторые работники музеев не знают, что имеется специальное постановление, разрешающее это делать, поэтому вам могут сделать замечание. В таком случае спокойно и тактично объясните, что ваш ребенок не видит, и что вы будете очень осторожны и внимательны при осмотре.
В музеи ходить со слепым ребенком надо именно потому, что он может непосредственно познакомиться с некоторыми экспонатами с помощью сохранных органов чувств, в первую очередь, остаточного зрения и осязания. Но в музей следует идти с определенной целью: углубить представление ребенка о некоторых предметах окружающего мира, дать более полное наглядное представление о том, что ребенок прочитал или услышал, с чем он не может столкнуться в своей жизни. Как правило, музеи не похожи один на другой, поэтому знакомство с тем или иным музеем должно начинаться с ориентировки в помещениях музея. Ограничивайте посещения музея знакомством и рассматриванием какого-либо одного или двух экспонатов, но постарайтесь, чтобы ваш ребенок получил достаточно полное представление об этом экспонате, в первую очередь с помощью сохранных анализаторов. Расскажите ребенку, для чего создаются музеи, какие бывают музеи, как себя следует вести в них.
Комментариев нет:
Отправить комментарий